План анализа
стихотворения
- Тема
стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
- Сюжет:
- есть
сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без
сюжета: образы чувств (...).
- Художественные
средства, с
помощью которых созданы эти образы:
- Композиция: размер, рифма, ритм.
- Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест. - Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая. - Тропы - слова и обороты,
которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- эпитет
- художественное определение;
- сравнение;
- аллегория
- иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через
конкретные образы и предметы;
- ирония
- скрытая насмешка;
- гипербола
- художественное преувеличение;
- литота
- художественное преуменьшение;
- олицетворение
- например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- метафора
- скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в
котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- паралеллизм.
- Стилистические фигуры:
- повторы/рефрен;
- риторический
вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- антитеза/противопоставление;
- градация
- например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия
- необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением
синтаксической конструкции;
- умолчание
- незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль
высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
- Поэтическая фонетика:
- аллитерация
- повторение одинаковых согласных;
- ассонанс
- повторение гласных;
- анафора
- едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких
фраз или строф;
- эпифора
- противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких
фраз или строф.
- Синонимы, антонимы, омонимы,
архаизмы, неологизмы.
- Образ
лирического героя, авторское "Я".
- Литературное
направление:
романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм,
авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
- Жанр: эпиграмма (сатирический
портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще
всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
План анализа прозы
- История
создания.
- Сюжетные
линии:
выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
- ДЛ
(действующие лица);
- события.
- Сюжетная
схема (не
все компоненты обязательно будут присутствовать):
- экспозиция
- условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
- завязка
- начало или проявление и обострение конфликта;
- развитие
действия;
- кульминация;
- развязка;
- эпилог.
- Композиция:
- последовательность
и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен,
вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов),
разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы
компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое
отступление;
- способы
изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог,
диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
- точки
зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика,
повествователя, персонажей;
- придерживается
автор или нет причинно-следственной зависимости.
- Образы
ДЛ (главных):
характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность)
персонажей.
- Стиль: специфика письма каждого
отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая
культура обуславливают:
- выбор
темы и ее раскрытие;
- разработку
любимых жанровых форм;
- язык;
- использование
художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения"
пункты 3 b, c, d, e).
- Литературное
направление:
сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например,
Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка
"Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм,
символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве
авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де
Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм,
экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока
сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
- Жанровые
особенности: эпос
вообще - это чередование сюжетных событий.
- рассказ (оповiдання) - малая
эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ,
характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны,
небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
- новелла - малая эпическая форма:
в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
- новелла
событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
- новелла
"настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан,
Акутагава Рюноскэ;
- повесть - средняя эпическая
форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с
судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток
времени из жизни героев;
- роман - большая эпическая
форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц,
раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко
охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке
эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная
среда, социально обусловленные формы бытия;
- морально-психологический - столкновения
внутреннего мира человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных
проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф - создание
символической модели существования человека и человечества ("Сто
лет одиночества" Маркеса);
- роман-антиутопия
(Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной
семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот
("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В.
Войнович) и т.д.
- эпопея - большое пространство
действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои
населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для
судьбы народа/государства (обязательно!).
Комментариев нет:
Отправить комментарий