вторник, 12 ноября 2013 г.

программа по адаптации "Прогоним страх"


направлена на снятие страхов у детей младшего школьного возраста


                                           Составитель:
                                                              педагог-психолог
                                                       МБОУ СОШ № 16
                                                       Ивахненко Н.С.
                         
Краснодар 2013г.

Пояснительная записка

              Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвященных страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано не много. Хотя проблема страхов у учащихся  младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы, хотя ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей.
     В наше время вектор катастрофизма неуклонно смещается от страха перед природными катастрофами в сторону страха человечества перед самим собой, перед разрушительными силами, скрытыми в личности, организациях и сообществах, выработанных людьми. Главные страхи вызываются теперь не ураганами и эпидемиями, а разрушительным началом, скрытым в самом человеке, в глубинах его личности.
 Актуальность исследования вызвана социальной ситуацией развития ребёнка: связанной с негативным влиянием Средств Массовой Информации, культа насилия и жестокости в мире, запугивающие компьютерные игры, неблагоприятная экономическая ситуация, общее социальное развитие школьника.
                Таким образом, актуальность исследования складывается из неразработанности этой проблемы, с одной стороны, и потребностью и нужностью в изучении этой темы.
             Из актуальности вытекает проблема: выявление условий, при которых возможно сохранение психологического здоровья детей  младшего школьного возраста. 
             Цель коррекционной программы: снятие страхов и тревожности, и закрепление  позитивного эффекта.
  
               Основные  задачи:  
                 1) снижение уровня школьной  тревожности                 
                 2) снятие телесных  и эмоциональных зажимов
                 3) развитие стремления к самопознанию и саморазвитию
                 4) развитие эмпатии
                 5) закрепление позитивных поведенческих реакций и                                                         переживаний
             Данная программа направлена на снятие страхов у детей младшего школьного возраста.
             По критерию коррекционная программа является симптоматической, мишенью воздействия которой являются страхи.
             По форме работы  представляет групповую коррекцию, с постоянной группой в количестве 12 человек в форме тренинга, в проведении занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми.
             По продолжительности длится 4 недели, по количеству подходов состоит из 7 занятий, каждое занятие содержит 3-4 упражнения и длится 1 час.
             По масштабу решаемых задач используется специальная коррекция-это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста и имеющих сходные проблемы, являющиеся наиболее эффективными для достижения конкретных задач.
             В качестве основных методов и приемов использовались:
-моделирование образцов поведения (анализ и обыгрывание проблемных ситуаций)
- игры (сюжетно-ролевые)
- психогимнастика, ролевая гимнастика
- сказкотерапия
-  рисуночная арт-терапия (тематическое рисование: «Музыка», «Страх»)
- слушание музыки
        Такое сочетание форм проведения занятий позволяет детям полностью «раскрыться», а психологу отслеживать их состояние. Главным методом  снятия страха выступает  игра. Игра – это свободная развивающая деятельность, она привлекательна и интересна, поэтому дети включаются в неё по собственному желанию, без принуждения, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только ради результата.
             К средствам, используемым на занятиях, можно отнести игровой материал для фронтальной и индивидуальной работы.

Практика показала необходимость следующих структурных элементов занятий:
1) Приветствие. Это своеобразный, эмоциональный вход  в игровое поле, создание атмосферы группового доверия.
2) Разминка. В ходе разминки происходит мышечный разогрев, снятие  телесных и голосовых зажимов,  повышается  общий фон настроения, что позволяет достичь понятия «Вместе», доверия к окружающему миру и чувства поддержки.
3) Основное содержание включает игры и упражнения в процессе которых дети учатся осознавать свои и чужие эмоции, правильно ими пользоваться , приёмы сказкотерапии позволяют преодолеть тревожность, снять школьные страхи.
4) Эмоциональный выход. Целью является прийти к положительному, эмоциональному завершению занятия. Очень важно снять внешнее и внутреннее напряжение,  закрепить эмоциональное равновесие.




КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

   Страх является наиболее опасной из всех эмоций.
Детские    страхи,   если    к    ним   правильно     относиться,    понимать  причины   их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное  время, то это  служит  признаком  неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка,     неправильном    поведении     родителей, конфликтных  отношений в  семье.  Для того, чтобы воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо  также знать,  что такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как  возникает  и  развивается,  чего больше всего боятся дети и почему.
Данная коррекционная программа может дать следующие результаты:
-   выработать конструктивные способы поведения в трудных для ребёнка ситуациях
-  овладеть приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
 -   укрепить уверенность в себе
Разработанная программа может быть проведена любым педагогом-психологом,
 т.е. она технологична. Работа по программе предполагает тесное сотрудничество
 с педагогами и родителями. Родительская заинтересованность позволит
повысить результаты работы и в дальнейшем избежать появления страха.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ  ПРОГРАММЫ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
тема
Практические занятия
1
Занятие: «Знакомство»
1
2
Занятие: «Палитра эмоций»
1
3
Занятие: «Ближе друг к другу»
1
4
Занятие: «Рисуем страх»
1
5
Занятие: «Танец смелости»
1
6
Занятие: «Гармония»
1
7
Занятие: «Морские звезды»
1



1 Занятие:
I знакомство:
1) упражнение «Снежный ком», направлено на коммуникативное раскрепощение.
2) «Лесная поляна», каждый ребёнок говорит от имени игрушки.
3) «Сказочный герой»-2 и 3 упражнения направлены на опосредованное раскрытие проблем, а также снятие скованности и зажатий.
II Правила, законы нашей маленькой страны: 1) не драться, не кусаться
2) кнопочка «Стоп»
3) закон лепестка,  если тебя нет – мы мысленно с тобой, нам тебя не хватает)
4) доброжелательность
5) поведать о себе не много не мало, а столько сколько хочешь
6) закон тишины: говорит один
7) счастливый конец: «И не стали они бояться змей, чудовищ и собак, а зажили счастливо
в процессе ознакомления с правилами у детей происходит формирование «игрового поля», «купола» т.е. чувства защищённости.
III «Башня с часами» - релаксационная сказка, здесь происходит обучение детей расслаблению, «полёту», идёт снятие телесных и эмоциональных зажимов.

2 Занятие:
I Разминка:
1) «Остров дикарей» - отреагирование на соблюдение – несоблюдение правил тренинга. В процессе упражнения у детей происходит осмысление надобности правил.
2) «Лисонька – лиса»
3) «Белые медведи», второе и третье упражнение направлены на снятие психозащиты, мимических и пантомимических закрепощений, снятие эмоционально-коммуникативных зажимов, присутствует мышечная активность;
4) Эстафета: - «Раки – Лягушки», не касаясь, друг друга;
                      - «Медведи», случайное касание;
                      - «Муравьи», пройтись, держась за пяточку;
                      - «Сороконожка», пройтись, держась крепко за руку;
                      - «Весёлый паровозик», пройтись обнявшись;
Цель этого упражнения - постепенное наращивание телесных контактов различной направленности;
II Эмоциональный разогрев: диагностическая игра на включенность в группу «Кисельная масса», обеспечивается телесный контакт;
III Диагностическая сказка «Камешек – помощник», диагностика страхов, выявление конкретных, фрустрационных ситуаций;
IV Арт – терапия «Палитра эмоций», рисование красками (паралоновыми губками), детям предлагается «нарисовать музыку», с сопровождением инструментальной музыки. Цель – проявление эмоционального состояния через выбор цветовой гаммы, выяснение чего именно боится ребёнок;
V Клич «Нашей группе Ура!» - происходит объединение, выплеск и проявление положительных эмоций;

3 Занятие:
I Разминка:
1) «Лиса и зайцы», догонялки, во время игры происходит снятие психозащиты,  возникает  повышенный фон настроения и  непосредственность.
2) «Дракон кусает себя за хвост», упражнение хищник-жертва, цель – обыгрывание страхов их уменьшение, уменьшение агрессивности в роли «хвоста», уверенности в роли «головы».
3) «Сороконожка развеселилась», цель – мышечный разогрев, выработка положительных эмоций.
4) «Дружный паровозик» (шаг в ногу), телесноориентированное упражнение, происходит включенность в группу, появляется защищённость и доверие к миру.
II Эмоциональный разогрев:
1) «Погранотряд», цель - успокоение, снятие страхов перед резкими звуками, распределение внимания.
III Прослушивание коррекционной сказки Галины Азовцевой «Лягушонок», цель – происходит включенность в группу, принадлежность к ней, вырабатывается уверенность и смелость, т.е. поведенческая коррекция.
IV В кругу «Пожелания друг другу», в контексте сказки, т.е. пожелания по конкретной ситуации.
Клич «Нашей группе Ура!»- происходит объединение, выплеск и проявление положительных эмоций;
4 Занятие:
I Разминка:
1) «Сова» (догонялки и замирания, днём и ночью), цель – мышечный разогрев, снятие мимических и пантомимических зажимов в условиях усложненных правил: догонять и убегать - ночью, замирать – днём, т.е. происходит смена движений – статики.
2) «Фрукты» («собраться на одном дереве одинаковыми фруктами»), цель- снятие голосовых зажимов, дифференциация восприятия звуковых сигналов (т.к. невыраженность эмоций ведёт к страхам и тревожности), соревновательный момент, разогрев.
3) «Молекулы» (броуновское движение по 1,2,3,4 человека), цель – контакт, телесное восприятие в игре, снятие барьеров в телесном контакте, в общении.
II Разогрев:
1) Приветствие «Бегущие огни», «Здравствуй»- встать, «Привет»- наклонить голову. Цель- снижение мышечной активности, включение внимания, в том числе внимания к ближнему.
2) «Ужасный секрет» (по кругу поделиться своими и чужими секретами), цель- закрепление ощущения защищённости «Под куполом», идентификация: «Я не хуже других».
3) «Походите как…» (Муравей, заяц, лиса, медведь, тигр, змея), в этом упражнении присутствует элемент психодраммы – подражание, посредством которого происходит снятие телесных и эмоциональных зажимов.
III Рисование: - арт- терапия, цель – выход страха через рисунок;
                         - данс- терапия, оттанцевать своё страшное состояние (Сен-Санс «Парад животных»), снятие телесных и эмоциональных зажимов с большей экспрессией.
IV Релакс «Лесная поляна», даются позитивные энергизирующие образы,
 цель – воздействие на все репрезентативные системы (визуальную, аудиальную, кинестетическую).

5 Занятие:
I Разминка:
1) «Мигалки», цель – развитие внимания, чувства принадлежности, физический разогрев.
2) «Поменяйтесь местами», цель – объединение приверженностей.
3) «Арам – шим -  шим» (ситуация выбора и принятия «перста судьбы»), телесноориентированное упражнение.
 II Разогрев:
1) «Путанка» (замереть в запутанном состоянии), цель- включенность в группу, телесный контакт, наличие поддержки.
2) «Ласковые руки», знакомство руками, молча, передача доброты и заботы, мощный невербальный контакт с позитивной установкой и положительными эмоциями.
3) «Былинка на ветру», телесный контакт, цель – выработка доверия к окружающему миру, появление чувства поддержки.
III Данс – терапия: «Зоопарк» (оттанцевать по парам «Змею», «Тигра», «Зайца» и др. животных, происходит снятие телесных и эмоциональных зажимов.
IV Релакс: «Сонные сказки» Г.Азовцевой, цель – снятие мышечного и эмоционального напряжения, выработка положительных энергизирующих образов.

6 Занятие:
I Разминка:
1) «Горшок на голову» (переключение действий на стимулы, «Бокс», «Карате», «Теннис»), переключаемость внимания, мышечная активность, цель – достичь понятия «Вместе».
2) «Весёлый паровозик»,  телесноориентированное упражнение.
II Разогрев:
1) «Слоёный пирог», упражнение направлено на снятие голосовых зажимов.
2) «Пирог с начинкой», упражнение направлено на снятие агрессии и на удовлетворение телесных потребностей.
III Релакс: «Зов океана» Г. Азовцевой, цель –помочь представить детям в их воображении картину мирного взаимодействия разных существ, разных людей и разных частей «Я», выработка внутренней гармонии, снятие эмоциональных зажимов.

7 Занятие:
I Разминка:
1) «Охотники и приведения» (догонялки)       , цель – мышечный разогрев, снятие мимических и пантомимических зажимов, возникает  повышенный фон настроения.
2) «Олени и волки», снятие психозащиты,  напряженности.
3)  «Дракон кусает себя за хвост», упражнение хищник-жертва, цель – обыгрывание страхов их уменьшение, уменьшение агрессивности в роли «хвоста», уверенности в роли «головы».
II Разогрев:
1) «Магазин зеркал», игра в парах, копирование, отслеживание эмоционального состояния, раскрепощение.
2) «Парящая фигура», снятие телесных зажимов, появление доверия к окружающему миру,  чувства поддержки.
3) «Морские звёзды», глубокий релакс с телесноориентированными элементами, дружелюбные прикосновения, снятие эмоциональных зажимов, появление поддержки и доверия.
III Арт – терапия: «Палитра эмоций», цель – проследить положительную динамику изменения палитры рисунков.


Анализ и рекомендации по итогам коррекционной программы.

В младшем школьном возрасте нейтрализация тревожных состояний является наиболее важной формой психологической работы. Особое внимание должно быть направлено на снятие детских страхов.
Проделанная нами коррекционная работа целиком посвящена этой проблеме. Делая вывод, можно сказать что, эта программа дала положительные результаты, это полностью доказывает контрольное исследование.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Являясь одним из родителей, вы должны понимать, что страхи змей, чудовищ, собак и т.д. нормальны, но то, как вы реагируете на них, может определить, исчезнут ли они, останутся у ребёнка или станут ещё хуже. У детей могут быть различные страхи на различных степенях развития. Общим ужасом среди детей является страх перед воображаемыми существами, такими как чудовища, призраки. Несмотря  на наши утверждения, что их не существует, дети обладают способностью верить в них до тех пор, пока не пройдет несколько школьных лет. Также дети испытывают страх перед вещами, о которых они слышат по телевидению: похищение детей, насилие над ними, такие чувства являются для них эмоционально подавляющими. Хотя временами наш мир и кажется пугающим даже для взрослых, вполне можно сделать его менее пугающим для детей, если принять к сведению следующие рекомендации.
Помогите им воспользоваться своим воображением. Благодаря воображению, дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное внезапно накинется на него. Но они могут также прибегнуть к своему воображению, чтобы победить эти страхи. Пусть ребёнок вообразит что-то, чего он боится, скажем, собаку и затем представит себе, что он подходит к собаке и не происходит ничего ужасного.  Он должен мысленно повторить это несколько раз, до тех пор, пока страх  не исчезнет.
Делая это в действительности. После того, как ребёнок несколько раз практиковался в победе над своими худшими страхами в воображении, помогите ему сделать то же самое в действительной жизни, но очень постепенно. Создайте ситуацию, при которой ребёнок чувствует себя уверенно, полностью контролируя происходящее. Если ребёнок боится животных, например, пойдите с ним в магазин, где продаются животные, но сначала предложите ему посмотреть через стекло.
Прочитайте всё об этом. Ничего не может быть лучше для подавления страхов, как реальных, так и воображаемых, чем подробная информация.
Успокойте ребёнка. Детям нужно объяснить, что у них нет, оснований бояться того, что наводит на них страх.
Вооружите ребёнка электрическим фонариком. Страхи вашего ребёнка могут проявиться, когда приходит время ложиться спать. Именно в это время ужасные ночные чудовища якобы появляются, чтобы наводить страх на маленьких, беззащитных детей.
Боритесь с чудовищами, прибегая к волшебству. Иногда помогает, когда вы можете придать ребёнку особую силу, например,  «спрей против чудовищ», дайте ребёнку любой баллон с безвредным веществом, и он защитит ребёнка.
Привлеките на помощь плюшевого медведя, назначьте его защитником, это тоже даст ребёнку ощущение контроля над вещами, которых он боится.
Контролируйте что смотрит ваш ребёнок по телевидению. Проверяйте, что бы он  не смотрел  насилия и кровопролитие.
Пользуйтесь упражнениями на расслабление. Глубокое дыхание или мысленное воображение какого-либо тихого спокойного места может помочь вашему ребёнку расслабиться и испытывать меньше страха.
Рассказывайте специальные вечерние истории перед сном, о героях, которые добились побед в трудной борьбе или преодолели свои страхи.
Причиной многообразных страхов школьников часто является неадекватная семейная  атмосфера. Если тревожного ребёнка перегрузить ответственностью за результаты его учебной работы, то последние могут не просто снизиться, а появиться  как стойкие фобии. Программирующие фразы: «Смотри, занимайся хорошо», «Не подведи нас с отцом», «Почему ты совсем не думаешь», действуют на эмоциональных, впечатлительных детей, которые к тому же обладают повышенной ответственностью, крайне отрицательно.
Чрезмерно эмоциональные школьники наверняка плохо напишут контрольную работу, если им сказать, что оценка за нее сильно повлияет на годовую или четвертную отметку. И напротив, если их убедить, что в проверочной работе не будет ни одного задания, которого бы они не отрабатывали на уроках и что они справлялись и с более сложными заданиями, то результат будет достаточно высоким.
Озабоченность родителей и учителей повышенной эмоциональностью, тревожностью и страхами школьников обоснованна.  Дело в том, что, если своевременно не оказать ребёнку квалифицированную психологическую помощь, не научить, как можно совладать с чрезмерной тревожностью и эмоциональностью, то в дальнейшем эта черта может приобрести характер психологический.
Подбор средств, позволяющих снять повышенную эмоциональность, различные страхи и фобии должен быть сугубо индивидуальным и опираться на диагностику индивидуально-психологических особенностей ребёнка и ситуации, в которой протекало и протекает его развитие.
Нарушение этого требования может привести к появлению на фоне стойких фобий комплекса неудачника и даже стать причиной суицидального поведения.

Для оценки степени наличия страхов в младшем школьном возрасте мною  были использованы методики:
 - проективная методика «Рисуем страх».
 - адаптированная методика изучения индивидуально-психологических свойств темперамента школьника. ( Г.Айзенка).
- методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности, (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Полученные мною данные обрабатывались методами количественного и качественного анализа.
          
  
 Общая характеристика психологического инструментария:    

1)   Проективная  методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов.
Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять, какие страхи присутствуют у детей младшего школьного возраста, а также  особенностей их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка.
Детям предлагается рисовать красками на листах форматом А4 на темы: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее».  Ни в коем случае нельзя торопить детей с выполнением задания, т.к. мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.    
Заранее,  перед исследованием мы познакомились с детьми, потому что  важно, чтобы задание задавал не посторонний человек, которому ребёнок мог бы доверять. Так же важно, чтобы само рисование происходило в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны,  не говоря уж об одобрении самого учителя. 
              
2) Адаптированная  методика изучения индивидуально-психологических свойств темперамента школьника. (Айзенка).
Цель: Изучение индивидуально-психологических свойств темперамен­та школьника (экстраверсии, нейротизма, тревожности). Определение типа нервной деятельности и её корреляции с появлением страхов у детей младшего школьного возраста.
Ход исследования.
Даётся  инструкция:  "Ребята, я попрошу вас ответить на ряд вопросов, ко­торые не являются задачами или правилами, они не связаны со школьной программой. Все они очень простые. Отвечая на каждый вопрос, надо да­вать один из двух ответов: либо "да", либо "нет". Если вы захотите от­ветить на  какой-нибудь вопрос "да", надо поставить в клетку на бланке для ответов плюс (+);  если захотите ответить "нет", нужно поставить минус (-) Номер клетки на бланке для ответов соответствует номеру вопроса. Если вы захотите исправить ответ, сделайте это так, чтобы бы­ло понятно.

Отвечая, помните:
1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов;
2. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ни одного не пропуская;
3. Отвечайте искренне и честно; не старайтесь своими ответами произ­вести хорошее впечатление.
Вопросы:
1. Когда тебя о чем-то спрашивают, ты чаше всего быстро находишь от­вет?
2. Бываешь ли ты очень сердитым и раздражительным?
3. Часто ли у тебя меняется настроение?
4. Беспокоят ли тебя различные перемены в жизни (например, переезды)?
5. Считаешь ли ты, что всегда надо покупать только очень надежные и прочные вещи?
6. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?
7. Тебе понравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро?
8. Часто ли ты планируешь то, как ты будешь вести себя при встрече?
9. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?
10. Когда ты что-то уже сделал, ты обычно говоришь себе: "В этой си­туации любой на моей месте поступил точно так же"?
11. Ты сильно привыкаешь к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что очень неохотно меняешь на что-то другое?
12. Ты когда-нибудь говорил неправду?
13. Забываешь ли ты про все остальное, когда занят каким-либо делом?
14. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?
15. Можешь ли ты сказать, что чуть-чуть более обидчивый, чем другие?
16. Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?
17. Тебе всегда очень трудно браться за какое-либо новое, незнакомое дело?
18. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе надоело все?
19. Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?
20. Охотно ли ты делаешь работу, которая требует сосредоточенного внимания на мелких деталях?
21. Ты шумишь иногда в классе, когда там нет учителя?
22. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?
23. Тебя легко огорчить?
24. Можешь ли ты иногда сказать про себя, что беззаботный человек?
25. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго рас­страиваешься?
26. Когда тебя о чем-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отка­зать?
27. Ты любишь часто ходить в гости?
28. Чувствуешь ли ты себя особенно неприятно, Если кто-то или что-то нарушает твои привычки, обычный уклад жизни?
29. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?
30. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?
31. Ты избегаешь иметь веши, которые ненадежны, непрочны, хотя и очень красивы?
32. Тебе бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
33. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое ты взялся?
34. Разговаривал ли ты когда-нибудь грубо с родителями?
35. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
Обработка. После ответов испытуемого на вопросы надо подсчитать сумму баллов за каждое свойство темперамента в отдельности, соотнести положительные ответы с ключом опросника.


"Ключ" опросника.
Искренность - 2, 12, 21, 29, 34;
Тревожность - 3, 6, 14, 15, 18, 19, 23, 25, 26, 32;
Ригидность - 4, 5, 8, 10, 11, 13, 17, 20, 28, 31;
Экстраверсия - 1, 7, 9, 16, 22, 24, 27, 30, 33, 35.
Нейротизм – 3, 6, 9, 14, 15, 18, 19, 23, 26, 32.
При  интерпретации данных изучения темперамента необходимо учиты­вать их объективность и степень выраженности. Объективность данных ис­пытуемого устанавливается по "шкале искренности". Сумма менее 3 бал­лов показывает необъективность данных испытуемого.
3) Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности     (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Целью тестирования является выявление детей с тревожностью.
Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.
Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания:
1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное ? Он (она) играет с малышами».
2.Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) одевается».
5.Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он (она) играет со старшими детьми».
6.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) идёт спать».
7.Умывание.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он (она) в ванной».
8.Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
9.Игнорирование.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
10.Агрессивное нападение.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»
11.Собирание игрушек.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он (она) убирает игрушки».
12.Изоляция.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?
13.Ребёнок с родителями.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он (она) со своими мамой и папой».
14.Еда в одиночестве.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ? Он (она) ест».
    Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе.
Протокол выявления тревожности у детей.
Рисунок
Высказывание
                                               Выбор


Весёлое
Печальное


лицо
лицо
                           
 Анализ данных.
Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14)


Число эмоционально негативных выборов

ИТ=
14
100%


Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.
         Ф.И
Вычисление ИТ
        ИТ(%)

ИТ=x :14*100%
ИТ= x %



В зависимости от индекса тревожности все дети подразделяются на три группы:
    А) Высокий уровень тревожности.
          (индекс тревожности выше 50%)
    Б) Средний уровень тревожности.
          (индекс тревожности от 20 до 50 %)
     В) Низкий уровень тревожности.
          (индекс тревожности от 0 до 20%)







Комментариев нет:

Отправить комментарий