Цель : помочь учащимся осознать процесс
начинающегося взросления
.
.
Основополагающая идея: в традиционной культуре
существовали достаточно разработанные ритуалы инициации, которые позволяли
быстро изменить детский статус подростка на взрослый. В нашей культуре такие обряды
отсутствуют, подростковый период растянут во времени. Нередко он сопровождается
достаточно острыми кризисными проявлениями у подростков, приводящими к
конфликтами со своим окружением. Мы полагаем, что современных подростков
необходимо через серию занятий познакомить с трудностями, которые им необходимо
преодолевать на пути к взрослению. Данное занятие является первым из этой
серии. Его следует проводить в первом полугодии 5-го класса.
Оборудование: индивидуальный лист испытаний и фишки для наклеивания
на этот лист, клей.
Ход занятия
Ведущий читает сказку:
На далекой планете Детства жили маленькие принц и принцесса.
Было им там тепло и уютно. Все их любили и исполняли желания и просьбы. На желто-фиолетовых
деревьях там громко чирикали обезьянополусы, а по полянам носились
воробьезавры. Там было весело и беззаботно. Но вот пришло время, когда к принцу
и принцессе подошел правитель той планеты Мудролюб и сказал:
—Вы уже выросли, вам пора собираться в
дальний путь на планету Взросления. Я принес вам крылья. Примеряйте и давайте
учиться летать.
—Но зачем нам улетать отсюда? — спросили дети. — Нам
здесь отлично. Мы не хотим взрослеть и
становиться вечно занятыми и спешащими на работу, как эти скучные взрослые. Мы
остаемся здесь. Кроме того, на других планетах листья только зеленые — скукота
! — и животные не умеют превращаться одно в другое. Мы остаемся здесь.
—Вы не можете здесь остаться, — покачал головой Мудролюб. — В
вас созрело уже столько способностей «могу делать сам», что они будут
заставлять вас пробовать найти им применение. Вам захочется самим принимать
различные решения, делать то, что хочется. Но вы быстро растете. И если
помедлите, крылья уже не смогут выдержать вас, и вы останетесь на планете
Детства навечно.
—Ладно, давай крылья. Примерим их, -
сказали дети.
—Не все так просто, — опять покачал головой Мудролюб. —
Чтобы преодолеть путь к планете Взросления, вам понадобятся все ваши силы, а
главные из них —это сила воли, сила ума и сила добра.
—Ну с силой воли и силой ума мы
согласны — это
полезные штуки. Пригодятся всегда. А вот зачем сила добра ? Явно лишняя, —
возразили принц и принцесса.
—Нет, это самая главная сила взрослых,
—ответил
Мудролюб. — Взрослые, они на то и взрослые – что умеют помогать другим.
Отдавать себя. А не только получать, как дети. Надо научиться заботиться о
Других — иначе не почувствуешь себя взрослым.
—Ну уговорил. Будем искать в себе все
три силы, — согласились ребята.
Однако легко сказать — труднее сделать. Вот сила воли — найдешь ее,
схватишь. А она, как скользкий мячик, из рук выскакивает. И тогда начинаешь
выкрикивать, других перебивать, на уроках учителя отвлекать, ребят. А когда
домашнее задание делать начинаешь, так сила воли под парту прячется и никак не
хочется доводить его до конца.
А сила ума, как нарочно, на математике засыпает или на
русском, когда думать надо. Хочется все бросить и поговорить с соседом,
А сила добра как раз на уроке отлично себя чувствует. Хочется
всем помогать, а не с учебником, к примеру, работать. Но после звонка прячется
куда-то в тайное место. И уже хочется не помогать, а побегать и покричать.
Трудно было искать эти силы принцу и принцессе, но уж очень
хотелось им на планету Взросления. И, как во всякой сказке, все-таки нашли свои
силы, трудности преодолели. И тогда как-то вечером очень странно посмотрели на
них родители — с гордостью и радостью!
— Кажется,
наши дети повзрослели, — сказали они.
А ребята при этом засмущались и стали быстро засовывать
что-то в карманы. И взрослые не заметили, что из карманов торчали кусочки
желто-фиолетовых листьев и маленькие слонообезьянчики, потому что ребята решили
кусочки планеты Детства захватить с собой в Жизнь. А мы с вами заметили, но мы
позволим им это. Не текли?
После чтения сказки
ведущий предлагает учащимся
обсудить следующие вопросы:
—Пришло ли им время
взрослеть? Если да, то почему?
—Действительно ли для
взросления необходимы сила воли, сила ума, сила добра? Может быть, нужны еще
какие-то силы?
—Почему принц и
принцесса захватили с собой во взрослость кусочки планеты Детства?
После дискуссии ведущий раздает учащимся листы испытаний и
предлагает выполнить задания, в которых они могут испытать себя; достаточно ли
у них есть силы воли, ума, добра. Объясняет, что за каждый момент проявления
сил они будут получать фишки для вклеивания в свои листы.
Затем приглашает
приступить к испытаниям.
Упражнение 1. «Испытание силы воли»
Учащимся предлагается поиграть в игру «Чьи ладошки»
Выбирается водящий. Он отворачивается от класса. Далее по указанию ведущего
кто-то тихо подходит сзади и кладет на спину ладошки. Водящему необходимо угадать,
кто это сделал.
Сила воли будет проявляться в том, что ребята не будут
рваться на роль водящего или того, кто прикладывает ладошки, а будут ждать
выбора ведущего.
Упражнение 2. «Испытание силы ума»
Каждому ученику раздается «психологический пример».
Необходимо «решить его» (описать ситуации, когда такая «арифметика» возможна),
зачитать решение классу и обосновать его. Примеры могут быть такими; Радость
+ доверие Страх + неуверенность в себе Выпячивание себя + радость
Надежда + доброжелательность
Упражнение 3. «Испытание силы добра»
Этому испытанию придается очень большое значение. Поэтому
учащимся даются две попытки. Во время первой ведущий называет имя одного из
учеников и предлагает детям за 30 секунд написать как можно больше его хороших
качеств.
Вторая попытка — придумать подарок, который хотелось бы
подарить соседу по парте, и показать его так, чтобы тот догадался.
В заключении занятия
учащиеся подсчитывают количество набранных фишек. Делается вывод: у кого-то более развита
одна сила, у кого-то - другая. Но все готовы отправиться в путь к
Взрослости.
Затем учащиеся вытаскивают для себя напутствия из «Шляпы мудрости», которые
психолог готовит им заранее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий