вторник, 12 ноября 2013 г.

Тренинговое занятие для пятиклассников в период адаптации


«Три главных испытания»
Цель : помочь учащимся осознать процесс начинающегося взросления
.
Основополагающая идея: в традиционной культуре существовали достаточно разработанные ритуалы иници­ации, которые позволяли быстро изменить детский статус подростка на взрослый. В нашей культуре такие об­ряды отсутствуют, подростковый период растянут во времени. Нередко он сопровождается достаточно острыми кризисными проявлениями у подростков, приводящими к конфликтами со своим окружением. Мы полагаем, что современных подростков необходимо через серию занятий познакомить с трудностями, которые им необходимо преодолевать на пути к взрослению. Данное занятие является первым из этой серии. Его следует проводить в первом полугодии 5-го класса.
Оборудование: индивидуальный лист испытаний и фишки для наклеивания на этот лист, клей.
Ход занятия

 Ведущий читает сказку:
На далекой планете Детства жили маленькие принц и принцесса. Было им там тепло и уютно. Все их любили и исполняли желания и просьбы. На желто-фиолетовых деревьях там громко чирикали обезьянополусы, а по полянам носились воробьезавры. Там было весело и беззаботно. Но вот пришло время, когда к принцу и принцессе подошел правитель той планеты Мудролюб и сказал:
Вы уже выросли, вам пора собираться в дальний путь на планету Взросления. Я принес вам крылья. Приме­ряйте и давайте учиться летать.
Но зачем нам улетать отсюда? спросили дети. Нам здесь отлично.  Мы не хотим взрослеть и становиться вечно занятыми и спешащими на работу, как эти скучные взрослые. Мы остаемся здесь. Кроме того, на других пла­нетах листья только зеленые — скукота ! — и животные не умеют превращаться одно в другое. Мы остаемся здесь.
Вы не можете здесь остаться, покачал головой Мудролюб. В вас созрело уже столько способностей «могу делать сам», что они будут заставлять вас пробовать найти им применение. Вам захочется самим прини­мать различные решения, делать то, что хочется. Но вы быстро растете. И если помедлите, крылья уже не смогут выдержать вас, и вы останетесь на планете Детства навечно.
Ладно, давай крылья. Примерим их, - сказали дети.
Не все так просто, — опять покачал головой Мудролюб. — Чтобы преодолеть путь к планете Взросления, вам понадобятся все ваши силы, а главные из них —это сила воли, сила ума и сила добра.
Ну с силой воли и силой ума мы согласны это полезные штуки. Пригодятся всегда. А вот зачем сила добра ? Явно лишняя, — возразили принц и принцесса.
Нет, это самая главная сила взрослых, ответил Мудролюб. — Взрослые, они на то и взрослые – что умеют помогать другим. Отдавать себя. А не только получать, как дети. Надо научиться заботиться о Других иначе не почувствуешь себя взрослым.
Ну уговорил. Будем искать в себе все три силы, — согласились ребята.
Однако легко сказать труднее сделать. Вот сила воли найдешь ее, схватишь. А она, как скользкий мячик, из рук выскакивает. И тогда начинаешь выкрикивать, других перебивать, на уроках учителя отвлекать, ребят. А когда домашнее задание делать начинаешь, так сила воли под парту прячется и никак не хочется доводить его до конца.
А сила ума, как нарочно, на математике засыпает или на русском, когда думать надо. Хочется все бросить и поговорить с соседом,
А сила добра как раз на уроке отлично себя чувствует. Хочется всем помогать, а не с учебником, к примеру, работать. Но после звонка прячется куда-то в тайное место. И уже хочется не помогать, а побегать и покричать.
Трудно было искать эти силы принцу и принцессе, но уж очень хотелось им на планету Взросления. И, как во всякой сказке, все-таки нашли свои силы, трудности преодолели. И тогда как-то вечером очень странно посмот­рели на них родители — с гордостью и радостью!
—        Кажется, наши дети повзрослели, сказали они.
А ребята при этом засмущались и стали быстро засовывать что-то в карманы. И взрослые не заметили, что из карманов торчали кусочки желто-фиолетовых листьев и маленькие слонообезьянчики, потому что ребята решили кусочки планеты Детства захватить с собой в Жизнь. А мы с вами заметили, но мы позволим им это. Не текли?

После чтения сказки ведущий предлагает учащимся
 обсудить следующие вопросы:

Пришло ли им время взрослеть? Если да, то почему?
Действительно ли для взросления необходимы сила воли, сила ума, сила добра? Может быть, нужны еще какие-то силы?
Почему принц и принцесса захватили с собой во взрослость кусочки планеты Детства?
После дискуссии ведущий раздает учащимся листы испытаний и предлагает выполнить задания, в которых они могут испытать себя; достаточно ли у них есть силы воли, ума, добра. Объясняет, что за каждый момент проявле­ния сил они будут получать фишки для вклеивания в свои листы.
  Затем приглашает приступить к испытаниям.
Упражнение 1. «Испытание силы воли»
Учащимся предлагается поиграть в игру «Чьи ладошки» Выбирается водящий. Он отворачивается от класса. Далее по указанию ведущего кто-то тихо подходит сзади и кладет на спину ладошки. Водящему необходимо уга­дать, кто это сделал.
Сила воли будет проявляться в том, что ребята не будут рваться на роль водящего или того, кто прикладывает ладошки, а будут ждать выбора ведущего.

Упражнение 2. «Испытание силы ума»
Каждому ученику раздается «психологический пример». Необходимо «решить его» (описать ситуации, когда такая «арифметика» возможна), зачитать решение классу и обосновать его. Примеры могут быть такими; Радость + доверие Страх + неуверенность в себе Выпячивание себя + радость Надежда + доброжелательность
Упражнение 3. «Испытание силы добра»
Этому испытанию придается очень большое значение. Поэтому учащимся даются две попытки. Во время пер­вой ведущий называет имя одного из учеников и предлагает детям за 30 секунд написать как можно больше его хороших качеств.
Вторая попытка — придумать подарок, который хотелось бы подарить соседу по парте, и показать его так, чтобы тот догадался.
В заключении занятия  учащиеся подсчитывают количество набранных  фишек. Делается вывод: у кого-то более развита одна сила, у кого-то - другая. Но все готовы отправиться в путь к Взрослости.
Затем учащиеся вытаскивают для себя напутствия из «Шляпы мудрости», которые психолог готовит им заранее.


Комментариев нет:

Отправить комментарий